Пока потребители и регуляторы пытались осознать — одни с восхищением, другие с ужасом, — насколько крупным стал Google, компания представила свой новый проект Google+. Этот проект находится в стадии тестирования для ограниченного числа пользователей, но на сегодняшний день это самая амбициозная попытка выйти на рынок, где царит Facebook. Проект разрабатывался без малого год в обстановке несвойственной Google секретности и, как надеются в компании, сможет сломать «социальное» проклятие Google, не сумевшей сделать пока ни одного по-настоящему успешного социального сервиса. Насколько важны для компании успехи в этой сфере, свидетельствует тот факт, что одним из первых распоряжений Лари Пейджа, вернувшегося в апреле на пост CEO Google, стало создание должности вице-президента по социальным сервисам. Этот пост занял Вик Гундотра, который и отвечает за проект Google+.
Google+ включает несколько социальных сервисов, превращающих его практически в полноценную социальную сеть. Самый важный из них называется circles (круги). С его помощью Google, кажется, надеется решить проблему, все более актуальную для Facebook: многие люди не хотят делиться всей своей информацией со всеми своими сетевыми знакомыми. Circles позволяет разделить контакты на группы вроде коллег, родственников и одноклассников, перетаскивая людей в тот или иной круг. Таким образом, пользователям не приходится решать, можно ли выкладывать фотографии или местоположение в открытый доступ: чувствительную рабочую или личную информацию видят только люди из определенного круга.
Помимо новостной ленты, обычной для социальной сети, Google+ располагает параллельным потоком информации под названием Sparks (искры). Каждая искра — это один из интересов пользователя. В соответствии с интересами Google наполняет поток релевантным содержанием, которое отличается от результатов поисковой выдачи. В компании надеются, что ее опыт в отборе важной и интересной информации даст конкурентное преимущество или попросту сделает чтение ленты интересным для пользователей.
Помимо этого, Google позволяет мгновенно закачивать фотографии и делиться ими с участниками определенных кругов (Instant Upload) и обмениваться сообщениями с несколькими людьми сразу (Huddle). Эти два сервиса в первую очередь рассчитаны на пользователей мобильных устройств и, следовательно, используют еще одно конкурентное преимущество Google — самую распространенную в мире мобильную ОС Android. На днях директор Android Энди Рубин написал в своем Twitter, что каждый день число пользователей ОС прирастает на 500 000 человек. Наконец, в Google+ встроен сервис Hangout (место встреч), видеочат, предлагающий собеседников случайным образом.
Набор функций Google+ не оставляет сомнений, что как бы ни назывался новый сервис, под ним подразумевается полноценная социальная сеть, причем ориентированная на любого потребителя, а не только на лояльных пользователей Google. На это указывает и то, что на смену привычному для компании лапидарному, почти «отсутствующему» дизайну пришли тщательно продуманные иконки, а интерфейс был упрощен до предела. Работу доверили дизайнеру Энди Херцфелду, разработчику ПО компьютеров Macintosh начала 1980-х. Вскоре, обещают создатели, Google+ станет доступным для пользователей iPhone.
Какое бы убедительное впечатление ни производил Google+, ему придется непросто. И потому, что у компании действительно нет положительного «социального» опыта, и потому, что конкурировать придется с Facebook. По данным источника, близкого к Facebook, эта сеть насчитывает 750 млн уникальных посетителей в месяц, а когда речь идет об общении, количество автоматически переходит в качество. Кроме того, даже в начале своего пути у Facebook была очень эффективная стратегия роста — от университетского кампуса к кампусу. Google+ начинает с нуля и даже главным преимуществом — операционной системой — вынужден делиться с конкурентом: в качестве приложения Facebook присутствует и в Android. Еще одно достоинство Facebook — сотни тысяч приложений, многие из которых располагают собственной аудиторией в десятки миллионов человек.
Google всерьез воспринял свои «социальные» обязательства, но ничто не указывает на то, что в ближайшем будущем компании удастся занять серьезную долю на рынке социальных сетей. Если, конечно, Федеральная комиссия по торговле США не захочет развивать конкуренцию и в этой сфере.