Что НАТО миру?
23.11.2010 в 15:24
19 ноября в Лиссабоне открылся очередной саммит НАТО. Это собрание членов Североатлантического альянса называют самым долгожданным со времен окончания холодной войны. И главная причина такого названия саммита – утверждение новой стратегической программы Альянса.
США и Европа – снова вместе
Новая стратегическая программа НАТО размещается всего на десяти страницах. Трудно поверить, но на десяти страницах размещается план развития такой организации, как НАТО, на целых десять лет. "Это действительно исторический момент. В моих руках не просто заявление о намерениях, это план действий. Конкретные шаги, осуществление которых НАТО начнет уже сегодня. Ну, или, может быть, завтра", - заявил Генеральный секретарь Альянса Андерс Фог Расмуссен. Что же такого исторического содержится в плане на десять лет, который вмещается на десяти страницах и положения которого весьма общие и расплывчаты?
Главных причин для "историчности" стратегического плана две. Первая состоит в том, что лидеры стран НАТО договорились о создании единой системы противоракетной обороны. "Впервые мы согласились разработать такую систему безопасности ПРО, которая покроет и всю Европу, и США", - сказал по завершению саммита журналистам президент США Барак Обама. Общая система ПРО, покрывающая США и "всю Европу" - это не только обеспечение безопасности стран от гипотетической ракетной атаки со стороны Ирана или другой страны "Оси Зла". Согласие на такой шаг со стороны европейских членов Альянса означает отказ от создания собственной системы безопасности. Годом ранее в ЕС заявляли о необходимости создать собственные вооруженные силы, не связанные с НАТО. Но прошел год, из-за кризиса в Европе создание собственной системы безопасности, очевидно, посчитали делом затратным и бесперспективным. Зачем отказываться от проверенного НАТО, когда на создание похожего, но целиком "европейского блока" уйдет уйма денег, которых и так сейчас нет?
Именно поэтому европейцы не прочь сохранить НАТО, даже если для этого придется разместить на своей территории американские ракеты. Тем более, что недавно канцлер ФРГ Ангела Меркель признала: в ее стране не удалось создать мультикультурное общество. Немецкий канцлер в своей речи отметила, что хотя ислам и является частью Германии, иммигрантам надо прилагать больше усилий для того, чтобы интегрироваться в немецкое общество. "У нас не слишком мало ислама, у нас слишком мало христианства", - отметила Меркель. Таким образом, в ЕС снова актуализируется проблема отношений между мусульманами и немусульманами. А это значит, что между Ираном и ЕС опять может возникнуть напряженность. Таким образом, Европа готова смириться с ПРО. Тем более, что одна из болезненных тем взаимоотношений США и европейских партнеров по НАТО – присутствие сил Альянса в Афганистане, тоже была решена на саммите.
Отправка своих военных в Афганистан для многих европейских членов НАТО была неприятной обязанностью. С каждым погибшем в этой стране немцем или испанцем возрастало неприятие политики НАТО в европейском обществе. Тем более, что инициатором проведения операции в Афганистане были США. "Вопрос "Во имя чего погибают немцы в Афганистане?" задают в Германии все громче", - писал в марте 2010 года в своей колонке парламентский корреспондент Deutsche Welle Никита Жолквер. Теперь же члены НАТО договорились вывести войска из Афганистана к 2014 году. Согласно договоренности, достигнутой в Лиссабоне, вооруженные силы под командованием НАТО начнут передавать управление страной в руки афганских правоохранительных органов уже в 2011 году. Таким образом, НАТО вполне может повторить "иракский вариант" вывода войск из страны.
Размещение элементов ПРО в Европе нельзя назвать исключительно внутренним вопросом НАТО. Россия, которая выстраивает свою политику с США и ЕС основываясь на соблюдении паритета сил, весьма часто и веско критиковало данный проект. И в США это осознавали. "Мы очень надеемся тесно сотрудничать в этом вопросе с Россией, так как угрозы у нас остаются общими", - отметил Обама. Собственно, перекраивание формата взаимоотношения НАТО со странами - не членами Альянса и было второй причиной, по которой Лиссабонский саммит и принятый на нем стратегический план развития организации назвали "историческими".
За границей НАТО
На Лиссабонском саммите был прерван двухлетний бойкот России, представитель которой впервые с 2008 года присутствовал на собрании членов Альянса. РФ представлял ее президент – Дмитрий Медведев. По его словам, данный саммит знаменовал новый этап развития отношений России с НАТО. "Мы стремимся к развитию стратегического партнерства. Мы констатировали, что период охлаждения в наших отношениях завершен", - заметил российский президент в Лиссабоне. Тем не менее, Медведев не снял проблему ПРО с повестки отношений с Западом.
"Мы понимаем, что в целом система ПРО только тогда представляет ценность, когда она является универсальной", - дал понять "натовцам" глава России. Генсек Альянса в свою очередь заявил, что по итогам заседания совета Россия-НАТО, РФ согласилась сотрудничать с Организацией североатлантического договора в вопросах создания ПРО.
"Президент Медведев принял это приглашение", - сказал Расмуссен. В документе, принятом по итогам заседания совета РФ-НАТО значится: "Государства-члены совета Россия-НАТО привержены обязательству работать в качестве 29 равных партнеров с тем, чтобы реализовать огромный потенциал совета Россия-НАТО через последовательное развитие политического диалога и практического сотрудничества, исходя из общих интересов". Более того, даже в стратегическом плане взаимоотношениям НАТО и России было уделено место. "НАТО не представляет никакой угрозы для России. Напротив, мы желаем подлинного стратегического партнерства между НАТО и Россией, и мы будет действовать соответственно, ожидая от России взаимности", - говорится в основном документе НАТО на ближайшие десять лет.
Несмотря на такой прогресс в отношениях РФ и Альянса, камни преткновения между двумя игроками на геополитической арене остались. И основным из них является вопрос Южной Осетии и Абхазии – проблема, из-за которой диалог с Россией в свое время и был прерван. "Мы продолжаем призывать Россию пересмотреть признание южноосетинского и абхазского регионов Грузии в качестве независимых государств", - говорится в итоговом заявлении глав стран-членов НАТО.
"Эта тема не должна превратиться в камень преткновения", - в ответ на это заметил Медведев. Но от признания Южной Осетии и Абхазии как независимых государств Россия вряд ли откажется. А это значит, что напряженность в отношениях Россия-НАТО сохранится. Хотя и небольшая – все-таки Россия, несмотря на декларируемую обеспокоенность расширением блока на восток, является одним из его постоянных союзников. И речь тут не только об операции сил Альянса в Афганистане, где "натовцам" помогает российский экспертный потенциал, военный опыт, данные российской разведки, но и о многочисленных совместных учениях и мероприятиях по обмену опытом между военными специалистами РФ и НАТО. В сотрудничестве с НАТО Россия продвинулась куда дальше Украины, правительство которой пророссийские организации третируют за любые попытки наладить отношения с Альянсом.
Актуальность сотрудничества Украины с НАТО все еще сохраняется. По крайней мере, в это верят в Альянсе. "Союзники будут продолжать и развивать партнерство с Украиной и Грузией в рамках комиссий НАТО-Украина и НАТО-Грузия, на основе решения НАТО на Бухарестском саммите 2008 года и учитывая евроатлантическую ориентацию или стремление каждой из этих стран", - говорится в стратегическом плане. Правда, кандидатуры Грузии и Украины будут рассматриваться по отдельности, если верить грузинскому президенту Михаилу Саакашвили.
"Сегодня было рассмотрение документа, и опасность была одна. Раньше говорилось о том, что Грузия и Украина станут членами НАТО. Украина заявила, что ей на данном этапе не нужно членство в НАТО. И была опасность, что внутри начнется лоббирование, что раз Украина не хочет, Грузия и Украина опустились бы вниз. Ничего подобного не произошло. Реально произошло то, что Грузию выделили в отдельный параграф", - подчеркнул глава Грузии 20 ноября.
Что и неудивительно, учитывая успехи грузинской власти в выведении страны из экономического кризиса. Ныне Грузия занимает лидирующие места по борьбе с коррупцией и бюрократией в СНГ. Темпы развития экономических свобод в республике поражают даже международных наблюдателей. "Грузинский вариант" стал притчей во языцех и в Украине, где банальные вещи вроде 2-хминутного оформления водительских прав, как в Грузии, считаются чем-то из разряда ненаучной фантастики. Да и по коррумпированности и сложности ведения бизнеса Украина прочно занимает лидирующие позиции в мире. Все это отражается и на оборонной сфере. Если Грузия тщательно следит за обновлением вооружений и приглашает иностранных специалистов для обмена опытом, то Украина "прославилась" отключением ряда воинских частей от электроэнергии за долги.
В такой ситуации, не так уж важны евроатлантические заявления министра иностранных дел Украины Константина Грищенко, ведь в самой Украине с ее "внеблоковостью" правительство до сих пор не может четко обозначить свою внешнеполитическую линию. Даже члены НАТО признают призрачность евроатлантических устремлений нашей страны. А это значит, что Украине далеко не только до грузинского, но и до российского формата сотрудничества с НАТО.
Борис Рудь
По материалам Подробности